?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



               Количество судебных исков от пациентов в отношении лечебных учреждений увеличивается с каждым днем. Большое значение для результатов рассмотрения дела имеют те документы, которые подписывает пациент перед оказанием медицинской помощи. В чем состоят риски для пациента и больницы – попробуем разобраться.

                 
Перед оказанием любой медицинской услуги пациент подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. В отношении несовершеннолетнего или недееспособного гражданина согласие дает его законный представитель.

                 Согласно закону, информированное добровольное согласие оформляется письменно. Цель информированного добровольного согласия как документа – обеспечить пациенту возможность заранее получить информацию о возможных негативных последствиях, которые могут возникнуть по результатам оказания медицинской помощи независимо от воли врачей, и принять решение, готов ли он на эту конкретную операцию, проводимую в этом лечении тем или иным методом. Разумеется, речь идет только о плановой помощи, когда пациент в силу своего состояния способен дать осознанное согласие. Для неотложной помощи, когда пациент находится не в сознании или в состоянии крайней физической боли, оформление этого документа не требуется.

                 Информированное добровольное согласие снимает с врачей ответственность за те последствия, о которых пациент был предупрежден. Не секрет, что в действительности крайне редки случаи, когда врач подробно информирует пациента обо всех этих обстоятельствах прежде, чем дать подписать документы. Исходя из практики, подписанное согласие или отказ от операции или госпитализации в суде становится очень сильным аргументом в пользу лечебного учреждения. При этом, формально пациент оказывается в более уязвимом положении.

                 Несмотря на то, что согласно закону, информированное согласие оформляется письменно, Минздрав при разработке единой формы этого документа не предусмотрел, что в нем должна отражаться информация, которая доводится до пациента, то есть то, на что именно он подписался.

                 Отсутствие письменной фиксации информации, доводимой до пациента, лишает его самого и в перспективе – суд возможности проверить, о каких именно негативных последствиях медицинского вмешательства был проинформирован пациент и на что он соглашался. Возникает противоречие с Законом о защите прав потребителей, который обязывает письменно доводить информацию об услуге и рисках, заложенных в нее.

                 Можно предполагать, что изначально законодатель подразумевал в п. 8 данной статьи разработку шаблонов информированного добровольного согласия по аналогии с противопоказаниями к лекарственным препаратам, о которых обязаны информировать потребителя фарм. производители. Популярный аргумент среди врачей – об отсутствии времени. Но для производимых препаратов однократно были разработаны тексты противопоказаний, которые используются в дальнейшем годами. В результате, у потребителя нет проблем с получением основной необходимой информации, несмотря на то, что количество производимых препаратов исчисляется тысячами, как и количество видов медицинского вмешательства.

                  Судебная практика сегодня неоднозначна. Однако, в целом позиция Верховного суда такова - , в том числе выраженная в Определении от 27.03.2018 г. – пациента необходимо полноценно информировать. В условиях отсутствия прямой нормы закона, защищающей в этом вопросе пациента, а не только врача, пациенты вынуждены защищать себя сами. Существует масса примеров, когда врачей тайком записывали на диктофон и даже снимали на видео. И суд принимает эти доказательства.

                  Единственный способ для лечебного учреждения защитить себя в такой ситуации – действительно информировать пациента, насколько это возможно. А пациенту желательно, как ни банально, читать то, что он подписывает.


Кандидат юридических наук, адвокат Татьяна Иванова

Оплата труда адвоката с 2019года
Оплата судебно-медицинской экспертизы
Уголовная ответственность медицинских работников
10-ти летний срок исковой давности

Recent Posts from This Journal

promo tamarapravdina march 21, 11:00 38
Buy for 20 tokens
12 марта 2019 года в Москве в общественной палате прошел XI Форум «Движение против рака» Форум собрал представителей органов власти, медицинского и страхового сообщества. Они обсудили проблемы реализации федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями, финансирование…

Comments

vladomir2011
Oct. 16th, 2018 04:45 pm (UTC)
Мне на хирургов грех жаловаться:( Травма была тяжёлая...Шесть операций... Делали всё что могли:) Ещё одна по другому поводу:)!!!
tamarapravdina
Oct. 16th, 2018 06:23 pm (UTC)
Это хорошо, что повезло с хирургами.

Profile

tamarapravdina
tamara_pravdina

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner