?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Врачебную ошибку в России считают только правоохранители, но не Минздрав. Вот главная «странность», связанная с этой темой. В России практически отсутствует четко отлаженный механизм взаимодействия врача с пациентом, недовольным лечением. Как и гарантий того, что в случае врачебной ошибки конфликт будет разрешен при минимальных издержках для пострадавшей стороны.

Почему в российских реалиях невозможно выстроить механизм взаимодействия, «Новая газета» выясняла у двух экспертов: руководителя Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александра Саверского и хирурга с 35-летним стажем, пожелавшего остаться анонимным.

Александр Саверский: «У системы появилась цель — не здоровье граждан, а прибыль»

Лига защитников пациентов уже 17 лет защищает больных от ошибок системы. Этих ошибок стало больше? Их структура как-то меняется?

—  Правда в том, что в России никто не знает уровня смертности от врачебных ошибок. Формально, по данным Фонда обязательного медстрахования, 10% всей медицинской помощи в России оказывается с дефектами. И эта цифра не меняется. Но этому есть простое объяснение, о котором я слышал в кулуарах. В реальности эта цифра — результат сделки между экспертами страховых компаний и ЛПУ. Эксперты приходят, и, чтобы не морочить друг другу голову, договариваются с главным врачом «о количестве нарушений». К тому же эксперты не видят пациента и не могут судить о правильности установленного диагноза. А, например, главный патологоанатом Минздрава России Лев Кактурский заявляет, что расхождение посмертного и пожизненного диагнозов составляет 20—25%. То есть каждая четвертая смерть в России происходит от диагноза, который не был установлен при жизни. Академик Чучалин утверждал, что 30% диагнозов ставится неверно.

Может показаться, что 10% — это не так уж много. Но вы посчитайте: 10% от 40 миллионов госпитализаций в год — это 4 миллиона случаев медицинского брака только в стационарной помощи. И это без учета поликлиник. Вот на такое число дефектов приходится всего 450 судебных решений в год. Не хотят люди ссориться с системой, которая, может быть, еще способна им помочь, будет лечить или даже спасать.

Каких врачебных ошибок сейчас больше? Связанных с плохой системой организации процесса — нет нужного оборудования, длинная очередь на исследование, или чаще оказывается, что врач некомпетентен? Чего больше: непрофессионализма или халатности?

— Всё вместе. Есть системные проблемы, которые ставят врачей в невыносимые условия. Из-за того, что государство посчитало, что здравоохранение — это рынок, оно наломало кучу дров. Врачи не понимают: они должны деньги зарабатывать — или пациентов лечить? Это главная парадигма, и она чудовищна по своему цинизму. Главный врач теперь требует от врача не вылеченного больного… а услуги, которая будет давать деньги. У системы появилась другая цель — не здоровье граждан, а прибыль. И это неизбежно скажется на качестве обучения в вузах, на лечении. Хочешь более эффективную таблетку — плати, более современный протез — плати. Я видел обнародованный в Сети квиток на прием к рентгенологу в Самаре на декабрь 17-го года. ( это про мой талон !) То есть через год, если доживет, человек получит назначенное исследование.

Врачебные ошибки считаются одними из самых сложных для судебного разбирательства еще и потому, что они почти всегда защищены корпоративной солидарностью. Повторные экспертизы, которые назначаются следствием, почти всегда будут написаны в пользу врача. Можно ли сломать эту систему?

— Прежде всего следует сказать, что исков хоть и мало, но две трети из них выигрывают пациенты. Хотя спорить с системой и правда очень трудно. Еще 10 лет назад мы предлагали передать сеть судмедэкспертиз в подчинение Минюста. Получается, что, находясь в подчинении Минздрава, они судят сами себя. И если иск предъявляется больнице, за которую несет ответственность Минздрав региона, то судмедэкспертизе как-то нелогично свое же ведомство выставлять «на деньги». Это прямое несоответствие закону. Экспертиза по своей сути независима. Когда у нас пишут о том, что надо провести независимую экспертизу, — это спекуляция и абсурд. Экспертиза — это исключительно процессуальное действие, имеющее правовое значение. Поэтому место этой системе — бюро судебно-медицинских экспертиз в Минюсте.

— Что нужно сделать, чтобы врач четко представлял, что за халатность неизбежно придется отвечать?

— Как это ни парадоксально от меня слышать, но из Уголовного кодекса надо изъять часть статей, касающихся профессиональной деятельности врачей за причинение вреда по неосторожности. Не нужно врача смешивать с уголовником. Люди, которые к нам приходят, говорят: «Я не хочу, чтобы он сидел, я хочу, чтобы он не работал, не причинял вреда другим людям». А этого можно добиться только лишением прав на деятельность. Надо предусмотреть систему штрафов и наказаний, вплоть до отзыва сертификата на занятие лечебной деятельностью. Ни одного такого решения сейчас нет.

Поразительно, но даже после уголовных решений по врачебным ошибкам информация о том, что врач осужден, не приходит в аттестационные комиссии. Если это сделать, то темная сторона врачебной солидарности уйдет, потому что сейчас первое, что думает эксперт, составляя заключение по делу, — это посадят или не посадят врача, основываясь на его выводах. Если думает, что посадят, — начинает выгораживать. Таким образом, отрасль не может исправить свои ошибки. А административное наказание — это адекватный подход. Недавно, наконец, Росздравнадзор предложил поправки, которые вводят административную ответственность за нарушение порядка оказания помощи: то есть не направили куда надо, взяли деньги, хотя не должны были брать…

— А есть сейчас шанс себя застраховать от неправильного лечения и ненужных услуг?

— Почти нет. Большую часть анализов, исследований пациентам навязывают ровно потому, что больница за них получает деньги. В России сейчас три системы, занимающиеся здравоохранением, воюют друг с другом. Частная полезла на поле государственной; государственная оказывает платные услуги в прямое нарушение Конституции, а страховые компании тупо зарабатывают деньги, пропуская через себя 2 триллиона государственных средств.

Хирург с 35-летним опытом работы, главврач частной клиники: «Врач может избежать ошибок, если ничего не будет делать»

На Западе, чтобы минимизировать число ошибок, к любому начинающему хирургу прикрепляют врача-эксперта. Он начинает с новичком заниматься, они вместе оперируют, тот корректирует в ходе операции его ошибки. А спустя какое-то время врач-эксперт дает ему право на самостоятельную работу. Но, и это самое важное, он первое время, наравне с доктором, которого обучал, несет юридическую ответственность за неправильную операцию. И если он увидит, что его подопечный — бездарь, у него руки не оттуда растут, он скажет, что его личная репутация дороже, и не даст разрешения оперировать самостоятельно.

А у нас, чтобы освоить новый вид вмешательства, можно любому приехать на платные курсы, две недели поучиться, получить «корку» — и вперед. Такой врач, удовлетворяя свои амбиции, авантюрно идет на свои первые операции и зачастую допускает ошибку.

На Западе еще есть одна норма, которая для нашей ментальности неприемлема. Это так называемое «добровольное доносительство», которое основывается на принципе «предпосылка к происшествию отличается от происшествия только исходом». И эту предпосылку надо обезвредить, пока она не привела к катастрофе. Например: врач на операции залез в живот, что-то отрезал, потом пришил, в итоге, к счастью, больной нормально все перенес и ушел довольный после лечения. А медсестра все это видела. Так вот, там сестра сообщает о «криминальном» факте независимо от исхода.

Корпоративная солидарность в медицине будет всегда. Вопрос в другом. Общественные объединения врачей, которые существуют во всем мире, следят за качеством работы своих членов. И, при необходимости, имеют все ресурсы, чтобы лишить халтурщика практики.

На Западе студенты проходят тесты, определяющие, способен ты быть врачом или нет. Я нашел в Сети ролик, как отбирают хирургов в Японии. Сидят студенты в аудитории и пинцетом микро-ЛЕГО собирают. Кто быстрее и правильнее соберет — тот проходит тест. Мой шеф говорил: «Для того чтобы быть хорошим хирургом, нужны зрительная память и мышечное чувство». А у нас эти параметры не принято учитывать.

Я не склонен думать, что молодое поколение врачей хуже нас. Все люди одинаковы. Один не ворует, не плюется на улице, потому что это некрасиво. А другой — потому что боится наказания. Русская медицинская школа привила нам мысль, что врач — благородная профессия. Репутация врача — это его главное достижение.

Коммерциализация и в государственной, и в частной медицине ведет к необоснованным операциям, к расширению необязательных исследований. У меня знакомый доктор в Израиле работает с медицинскими туристами. Он рассказывает: «Мне стыдно бывает. Состоятельным людям делают ненужные операции. Где мораль русских врачей?!» Не знаю.

Технический аспект безопасности сейчас в медицине обеспечен. А есть моральный аспект. И одними указами, законами его не воспитаешь. Вне нравственности вообще ничего не существует. Образ доктора Хауса мне не близок, и очень плохо, что он тиражируется. Этот типаж совершенно с точки зрения врачебной этики неприемлем, он бы в европейской клинике и дня не проработал.



Recent Posts from This Journal

promo optimistka123 15:05, yesterday 1
Buy for 30 tokens
Подробно, сам текст обращения по адресу здесь. КПЧ ООН, к сожалению, для Беларуси, в отличие от России, эта единственная международная инстанция для обжалования нарушения прав человека. Граждане Российской федерации могут еще обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.…

Comments

( 126 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
igorsamusenko
Mar. 15th, 2017 11:35 am (UTC)
Как я скучаю по нашей советской медицине! Мы ни в очередях к врачам неделями не стояли, ни денег копейки не платили, лечили нас от души!
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 01:59 am (UTC)
Вот именно...от души.Сейчас, такое ощущение, души не у многих медиков есть.

У мамы посинели в январе пальцы ног. Я ужасно боюсь гангрены...два месяца бегала за врачами и поняла, что надо срочно, платно получить консультации хороших специалистов.

Три дня таскала маму по врачам. Очень сложно это мне далось, но хоть результат вижу.
(no subject) - lady_catari - Mar. 16th, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 17th, 2017 06:35 am (UTC) - Expand
sharanskay
Mar. 15th, 2017 02:35 pm (UTC)
вместо лечения больных зарабатывают деньги, так и есть, куча анализов, а диагноза нет как нет, и лечения нет.
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 02:05 am (UTC)
Вот и я согласна с тем, что не больной на первом месте, а деньги.
dimagrib
Mar. 15th, 2017 02:41 pm (UTC)
Доброго вечера!
odinakoviy_b
Mar. 15th, 2017 03:40 pm (UTC)
Тесты на проф. пригодность и психологические аспекты не дураки придумали. Когда я поступал на фарм., помимо вступительных испытаний, каждый абитуриент писал психологические тесты. Одна девушка с этими тестами не справилась, ей посоветовали не связывать свою деятельность с медициной и химией. Девушка так обиделась, что подожгла расписание экзаменов.
amak_190
Mar. 15th, 2017 08:24 pm (UTC)
Обидчивая какая...
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 16th, 2017 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amak_190 - Mar. 16th, 2017 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 16th, 2017 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amak_190 - Mar. 16th, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 17th, 2017 06:42 pm (UTC) - Expand
rajskij_sad
Mar. 15th, 2017 03:55 pm (UTC)
Пока они там обсуждают, сколько людей борются с последствиями неправильного лечения, а сколько умерли, страшно подумать.
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 01:15 pm (UTC)
Саверский называет цифры. По данным Фонда обязательного медстрахования 10% всей медицинской помощи в России оказывается с дефектами. Это кошмар !
(no subject) - katsaylidiru - Mar. 17th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 17th, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katsaylidiru - Mar. 18th, 2017 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 19th, 2017 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - katsaylidiru - Mar. 19th, 2017 11:58 am (UTC) - Expand
kwakin_misha
Mar. 15th, 2017 05:06 pm (UTC)
554906_bozhe-moj-segodnya-tolko-sreda_demotivators_to

[ осторожно, тут не толерантный анекдот ]
Главным отличием между животными и людьми является то, что животные не держат дома людей.
Хотя коты могут с этим утверждением и не согласиться.


tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 01:52 am (UTC)
Уже...четверг.
(no subject) - kwakin_misha - Mar. 16th, 2017 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 16th, 2017 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - Mar. 16th, 2017 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 16th, 2017 08:03 am (UTC) - Expand
afroukrainec
Mar. 15th, 2017 06:18 pm (UTC)
надо сказать что в 90е дипломы посто покупали, вполне официально занося ректору хорошую взяточку...
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 04:56 pm (UTC)
А сейчас думаешь нет ?
(no subject) - afroukrainec - Mar. 16th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 17th, 2017 01:40 am (UTC) - Expand
sserg1960
Mar. 15th, 2017 06:55 pm (UTC)
-Доктор, я серьезно болен?
-Да, очень.
-Я скоро умру?
-К нашему счастью, нет.

:)
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 04:59 pm (UTC)
Хм...
fonboris1
Mar. 15th, 2017 07:33 pm (UTC)
Быль про прибыль.
Друг, лет десять назад, уговорил своего товарища на обследование ( сердце). Я, говорит, с тобой пройдут, чтоб, типа, ты меньше мандражировал. По результату, буквально ,пышащему здоровьем "уговорившему", пишут очень плохие результаты, (простите), и тут же, по квоте, направляют в "Вакулевский" Друг мой очень осторожный человек. Он смотрит статистику в этом центре по его (сложнейшей) операции, и видит там десять процентов неудачных. Он очень осторожный - решив, что эти десять процентов - не есть повод для надежды, на свои деньги записывается в израильскую клинику. Там меньше процент, и там лечили Шарона. Прилетает, заселяется в центр, утром идёт на первичный приём к местному светочу . Зайдя в кабинет, представляется по-аглицки, а профессорская помощница, услышав фамилию отвечает - да, да - закатывайте ! Кого?- осторожно спрашивает мой друг.
Оказалось, закатывать предложили его, т.к. , из тех, ранее высланных им документов, с результатами обследования, был сделан вывод, что в Израиль должен прилететь русский полу-труп...
По результату уже их обследования, Лехе можно было лететь в космос. ... Для чего отправляли в "вакулевский" , понятно. Непонятно, что бы ему там нарезали, и кем бы он оттуда вышел...


Edited at 2017-03-15 08:08 pm (UTC)
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 01:41 am (UTC)
Примерно с этим я столкнулась сама, только история моя случилась в Тольятти...но меня прооперировали и я чуть выжила. Лекарства для моего спасения искали по всему городу...Я оказалась глупее, чем ваш друг, да и денег на Израиль у меня не было.

Года через два я увидела в прессе, что на кандидата медицинских наук, заведующую отделением, которая заработала на мне было заведено уголовное дело. Только вот судя потому, что она потом осталась на своей работе дело не доведено было до конца.
(no subject) - fonboris1 - Mar. 16th, 2017 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 16th, 2017 05:09 pm (UTC) - Expand
pretty_girl07
Mar. 15th, 2017 09:35 pm (UTC)
Раньше по-другому лечили, да)
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 05:34 am (UTC)
Да, качество медицинской помощи и специалисты были другими.
livejournal
Mar. 15th, 2017 10:27 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
alternativamira
Mar. 15th, 2017 10:44 pm (UTC)
уровень просто падает медицинских знаний... платные знаете ли курсы...
lukilukii
Mar. 16th, 2017 04:32 am (UTC)
С добрым утром!

- Ходил с девочкой в один садик, в одну группу, в школе в один класс, в колледже в одной группе... в соц.сети смотрю - ей 28 лет, а мне 39...))
zhilutov
Mar. 16th, 2017 05:45 am (UTC)
Почитал немного комментарии и удивился. Неужели кто то и в правду считает, что в СССР медицина была лучше, душевнее? Потому, что деревья были большие, а родители живы и молоды? Не надо путать одно с другим. При СССР в Сызрани астму лечили эуфиллином и еще кучей таблеток, а в Самаре массажем и ЛФП. Кто сталкивался тот поймет разницу в подходах. Как не было пульмонолога в городе так его и нет, (некоторое время Лисейчева работала). Моему родному дяде, участнику войны ооочень добрый доктор сказал - ты не обратился в медсанбат во время боевых действий с травмой носа (при бомбежке он за нырнул в блиндаж и встретился с опорой/столбом, так что звездочка на пилотке погнулась) так что этого и не было, а нос тебе в пивнушке при пьяной драке сломали. И это был "достойный" доктор, хорошей медицины Советского Союза.
Уважаемые Россияне, весь экскриментарий в нашей медицине это продукт СССР в новой, капиталистической упаковке. Ни кого из-за бугра к нам не привезли, это все свои, родные до боли лица.
tamarapravdina
Mar. 16th, 2017 06:04 am (UTC)
Да, я так считаю. Я устала биться с сегодняшними бестолковыми врачами и их нежеланием оказать помощь больному. Хоть после каждого похода в поликлинику пиши о том с каким бардаком и непониманием столкнулась.

Моя мама пока жива. Веду битву за неё восемь лет.

В СССР не было такого совершенного оборудования, не было такой диагностики, но врачи были другие...более грамотные, подходили более серьезно к своей работе,меньше было хамов и наглецов.
(no subject) - zhilutov - Mar. 17th, 2017 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Mar. 19th, 2017 08:43 am (UTC) - Expand
counterstrike37
Mar. 16th, 2017 11:29 am (UTC)
Во многом с Александром согласен. У нас образовалась дилемма в здравоохранении. Помните, у Вас недавно был ролик про платные бахилы? Это всё пазл одной системы. Одно дело,что предприимчивые товарищи сами хотят подзаработать, так к этому подталкивают еще и сверху.
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 126 comments — Leave a comment )

Profile

tamarapravdina
tamara_pravdina

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner