?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До сих пор остается открытым вопрос о характере ответственности, которую может понести врач и медицинское учреждение за совершенные врачебные ошибки.



Проблема ответственности врачей регулярно становится темой для обсуждения в российских СМИ. В июне правительство внесло в Госдуму законопроект о введении штрафов для медицинских работников за ненадлежащее исполнение обязанностей. Предлагается установить административную ответственность в виде штрафа, которую могут понести как непосредственно сотрудники медицинских учреждений (в размере от 10 000 до 20 000 руб.), так и юридические лица, т. е. непосредственно медицинские учреждения (в размере от 100 000 до 300 000 руб.). Установление административной ответственности может стать определенной новеллой в области юридической ответственности за врачебные ошибки.

Юрист Георгий Русанов поделился своим мнением о том, что делать с медицинскими ошибками.


1. Уголовная ответственность. Здесь существуют две диаметрально противоположные точки зрения: врачи должны нести уголовную ответственность за совершенные ими ошибки в случае наличия их вины; врачи должны быть априори освобождены от уголовной ответственности за возможные ошибки ввиду того, что их деятельность всегда содержит определенный риск для пациента. В противовес обеим позициям можно привести одни и те же аргументы. Специальное ужесточение или исключение для врачей уголовной ответственности как минимум нарушит принцип равенства всех граждан перед законом. При этом в вопросе привлечения к уголовной ответственности за врачебные ошибки существуют две основные проблемы:
а) так называемый порочный круг. Наиболее важным элементом доказывания преступления вследствие врачебной ошибки является судебно-медицинская экспертиза, выполняемая врачами. Далеко не всегда врачи готовы подтвердить вину своего коллеги;
б) проблема установления виновного. Специфика функционирования медицинских учреждений такова, что часто установление действительно виновного в ошибке весьма затруднительно. Например, ситуация, которая встречалась неоднократно в судебной практике: доктор в приемном отделении в результате неправильно поставленного диагноза или недостаточно ответственного отношения к своим обязанностям не предпринял необходимых мер. Заступивший после него другой дежурный врач или лечащий врач находили пациента в весьма тяжелом состоянии. Пациент либо умирал, либо причинялся тяжкий вред его здоровью. Зачастую к уголовной ответственности привлекался тот врач, который последним отвечал за здоровье пациента.
Упомянутые проблемы во многом делают уголовную ответственность неэффективной мерой противодействия врачебным ошибкам.

2. Альтернативой уголовной ответственности могла бы стать гражданско-правовая, как это принято во многих европейских странах, США, Канаде, Австралии. Только в рамках гражданско-правовой ответственности можно решить главную проблему – компенсации пострадавшим от врачебных ошибок. Но этот вид ответственности не является действенной мерой в России. Компенсации, выплачиваемые в рамках гражданско-правовой ответственности со стороны медицинских учреждений, выглядят смешными по сравнению с компенсациями в развитых странах. По прикидкам юристов, средний размер компенсаций в России за врачебные ошибки составляет 300 000–400 000 руб., до 1 млн руб. в случае причинения смерти. В США размеры компенсации начинаются от $150 000. Российские медицинские учреждения не способны нести такие расходы. Они означали бы удорожание медицины без гарантии повышения ее качества.

3. Дисциплинарная ответственность тоже малоэффективна в России. По сути, наиболее действенная для большинства иных государств мера – временный либо постоянный запрет на занятие медицинской практикой – в России возможна только в рамках уголовной ответственности. Наказание в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью (либо как основное, либо как дополнительное) присутствует практически в 100% вынесенных (немногочисленных) приговоров в отношении медицинских работников за врачебные ошибки. Кстати, реальное лишение свободы назначалось врачам в считанном числе случаев. Таким образом, уголовная ответственность в России отчасти подменила дисциплинарную ответственность в том виде, в каком она существует в западных странах.

4. Административная ответственность. Идея о введении административных штрафов за врачебные ошибки интересна, если бы не два «но». Первое: она не поможет решить проблему компенсации пострадавшим от врачебных ошибок, поскольку штрафы выплачиваются в доход государства. Второе: привлечь к административной ответственности будет так же сложно, как и к уголовной.
Думается, что наиболее эффективным ходом (который необходимо обсуждать) стало бы сочетание дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Среди конкретных мер, которые могли бы способствовать повышению эффективности, можно назвать следующие:
а) лицензирование медицинской деятельности отдельных врачей, как это принято в некоторых западных странах. Это позволило бы вывести вопрос приостановления или прекращения практики за рамки уголовной ответственности. И это должно мобилизовать врачей, ведь ответственность в таком случае будет наступать не только за ошибки, которые повлекли серьезные последствия, а также за иные нарушения в рамках медицинской практики;
б) повышение эффективности гражданско-правовых мер. Например, вовлечение страховых компаний в большем объеме в решение проблемы возмещения вреда или специальные гарантии государства (как гарантии банковских вкладов на определенную сумму).

Друзья, а вы за какую ответственность для врача?


Recent Posts from This Journal

promo tamarapravdina july 15, 18:00 19
Buy for 10 tokens
Прочла на SZR 63.RU, что в следующую среду в очередной раз в наш город приедет заместитель министра здравоохранения Самарской области-руководитель департамента организации медицинской помощи населению Татьяна Сочинская. Ей лично "можно будет задать наболевшие вопросы,поделиться насущными…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rider3099
Jul. 14th, 2016 03:29 pm (UTC)
Я за уголовную
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 12:48 am (UTC)
Я тоже. Безнаказанность рождает новые преступления.
odinakoviy_b
Jul. 14th, 2016 03:56 pm (UTC)
Ответственность должна быть по всем пунктам, но по степени вины. Это определить непросто.
В армии есть трибунал. В медицине можно было тоже нечто подобное внедрить.
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 12:52 am (UTC)
Ответственность должна быть - согласна. Не знаю ни одного случая в своем городе, когда бы врач ответил за содеянное.
(no subject) - feona2003 - Jul. 15th, 2016 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Jul. 15th, 2016 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Jul. 18th, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Jul. 18th, 2016 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Jul. 18th, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Jul. 19th, 2016 02:02 am (UTC) - Expand
ayrat72
Jul. 14th, 2016 04:36 pm (UTC)
В медицине, мне кажется, очень много тонких моментов. Законодательство должно быть четко проработано и вариантов ответственности должно быть несколько.
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 01:19 am (UTC)
Все верно. Я - за.
livejournal
Jul. 14th, 2016 04:40 pm (UTC)
Что делать с медицинскими ошибками ?
Пользователь knebeckaize сослался на вашу запись в своей записи «Что делать с медицинскими ошибками ?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что делать с медицинскими ошибками ? [...]
croshka_vera
Jul. 14th, 2016 05:26 pm (UTC)
Сложно всё это. Знаю только, что ни один врач(за редчайшим исключением),
не обвинит коллегу, не скажет, что тот ошибся. Руками разводят и повторяют,
что они не боги, ошибки бывают и т.д.
Часто бывает, что просто совести не было. Или устал. Или надоело.
krajn
Jul. 14th, 2016 05:43 pm (UTC)
Надо же, какие все врачи плохие.
И тут Вы - вся в белом.
(no subject) - croshka_vera - Jul. 14th, 2016 05:54 pm (UTC) - Expand
krajn
Jul. 14th, 2016 05:42 pm (UTC)
Сколько больных вылечили лично Вы?
croshka_vera
Jul. 14th, 2016 05:58 pm (UTC)
Если вопрос ко мне, то я не врач.
Естественно, никого и не лечила.
Но и в медицинский я не рвалась,
потому что не смогла быть врачом.
(no subject) - krajn - Jul. 14th, 2016 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - croshka_vera - Jul. 14th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Jul. 15th, 2016 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - croshka_vera - Jul. 15th, 2016 11:02 am (UTC) - Expand
lareina
Jul. 14th, 2016 06:32 pm (UTC)
по каким-то особо серьезным делам должна быть уголовная ответственность
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 12:40 am (UTC)
Согласна.
g_nick_kate
Jul. 14th, 2016 06:43 pm (UTC)
Разная ответственность, иногда достаточно и дисциплинарной.
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 01:20 am (UTC)
Верно. В некоторых случаях её будет достаточно.
Пока же - нет и её.
lica_alica
Jul. 14th, 2016 07:11 pm (UTC)
Гражданско-правовую.
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 01:33 am (UTC)
У нас не получится. Платить нечем за медицинские ошибки.
(no subject) - lica_alica - Jul. 15th, 2016 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamarapravdina - Jul. 15th, 2016 07:48 pm (UTC) - Expand
igorsamusenko
Jul. 15th, 2016 06:03 am (UTC)
Современные методы диагностики позволяют работать без врачебных ошибок!
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 08:07 pm (UTC)
К сожалению - нет. Есть современное оборудование, например, томограф и делают снимки, а описывать их не могут. Пять лет делаю МРТ и за это время только раз столкнулась с врачом, который отлично делает описание.
vpervye1
Jul. 15th, 2016 07:16 am (UTC)
Я полагаю, что лучше сосредоточится на том, как таких ошибок избежать
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 09:58 pm (UTC)
У нас сейчас и зачеты и экзамены покупаются. Какие в таких случаях выходят специалисты? Никакие...
anton_i_masha
Jul. 15th, 2016 07:33 am (UTC)
медицинские ошибки страшны...
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 09:54 pm (UTC)
Ещё как.
glikeria72
Jul. 15th, 2016 05:23 pm (UTC)
Хорошо бы не было бы ошибок.
tamarapravdina
Jul. 15th, 2016 07:21 pm (UTC)
Такое просто нереально.
julia_shahray
Jul. 15th, 2016 11:57 pm (UTC)
сложный вопрос. за уголовную скорее
tamarapravdina
Jul. 16th, 2016 03:01 am (UTC)
Я тоже считаю, что и такая должна быть. Иначе вот такие, как Илья Зелендинов, будут плодиться.
bazuken
Jul. 16th, 2016 01:50 am (UTC)
Если ввести строгое наказание, мне кажется, врачей станет меньше.
tamarapravdina
Jul. 16th, 2016 02:54 am (UTC)
Но пофигизм прощать нельзя. Люди обычно мирятся с ним пока не пострадают сами или кто-то из близких.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

tamarapravdina
tamara_pravdina

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner